ЛУИДЖА ЛА СПИНА

Все писатели

ЛУИДЖИ ЛА СПИНАЛУИДЖА ЛА СПИНА (LUIGI LA SPINA) родился в 1947 году в Милане. Образование в области международных отношений. После небольшого периода преподавательской работы занялся журналистикой. Сотрудничал в Gazzetta del Popolo в Турине и в Corriere della Sera. В 1981 году перешел в La Stampa, где двенадцать лет был заместителем директора, затем содиректором. В настоящее время работает в издательстве. В числе прочих опубликовал следующие произведения:  «Белый, красный и зеленый» (Bianco, rosso e verde, Laterza, 1998) и «Стиль — Печать», учебник итальянского языка (Stile Stampa, 1999).

 

 

 

ПАПСТВО БЕНЕДИКТА XVI: ТЯЖЕЛОЕ НАСЛЕДИЕ
ИОАННА ПАВЛА II И КРИЗИС РЕЛИГИОЗНОГО
ЧУВСТВА

Жарким летним вечером, когда окна дворца открыты, над
озером слышатся звуки фортепьяно. Это Папа Римский за сте-
нами Кастель Гандольфо упражняется, играя самые трудные
пассажи из произведений своих любимых композиторов —
Гайдна, Мендельсона, Моцарта.
Отдыхая в своей летней резиденции, которая была постро-
ена в XVII веке на руинах виллы императора Домициана, про-
званного «лысым Нероном», Бенедикт XVI не гуляет по хол-
мам, как его предшественник Иоанн Павел II, не участвует
в торжественных встречах и приемах, а живет затворником,
проводя время за книгами и музыкой.
Запереться в Кастель Гандольфо, чтобы подготовить энци-
клику или поработать над книгой, — такое решение вполне
соответствует характеру и предпочтениям Йозефа Ратцин-
гера. Но его можно воспринять и как символ «осады», кото-
рой, как многие считают, подверглась Католическая церковь
в годы понтификата Бенедикта XVI. На международной аре-
не — как в США, так и в Европе — все больший резонанс при-
обретает скандал по поводу священников-педофилов, а сбли-
жению с Китаем явно препятствует принятый в Поднебесной
принцип назначения епископов без согласия Ватикана. Диа-
лог с исламом тоже не отличается доверительностью и пони-
манием, и это неудивительно, если вспомнить, что отношения
Бенедикта XVI с этой конфессией начались с печально извест-
ной речи в Регенсбурге. С другими христианскими церквями
дело, кажется, обстоит лучше, но реализации экуменических
устремлений Иоанна Павла II препятствуют дипломатические
сложности, а долгожданный визит Бенедикта XVI в Москву,
центр Русской Православной церкви, откладывается из года
в год. В Италии тоже сложилась не самая благоприятная в ре-
лигиозном отношении обстановка, после того как несколько
прелатов и даже епископов оказались замешаны в крупных
финансовых скандалах. Кроме того, во всех европейских стра-
нах набирает силу процесс секуляризации: в результате като-
лические ценности остаются таковыми лишь в глазах верую-
щего меньшинства.
И все же образ пианиста, который играет на тонущем «Ти-
танике», вовсе не соответствует истинному облику Папы:
Бенедикт XVI привык мыслить масштабно, ориентируясь на
историческую перспективу, а не на мелкие повседневные не-
урядицы. Поэтому ни духовенство, ни миряне-католики не
признают, что Церковь находится в осаде. И уж тем более
никто не осмеливается произнести слово «заговор», которым
любят бросаться те, кто чувствует себя мишенью для едких
и несправедливых обвинений. Главным образом потому, что
именно Бенедикт XVI в самый напряженный момент скандала
по поводу педофилии открыто исключил возможность загово-
ра, заявив, что «величайшая опасность для Церкви исходит не
от внешних врагов, но рождается из греха внутри самой Церк-
ви».
Однако историк религии и главный редактор газеты «Ос-
серваторе Романо», Джан Мария Виан, в чью задачу входит до-
водить до сведения общественности позицию Государствен-
ного секретариата Ватикана, рассказывает, что на самом деле
скрывается за официальными заявлениями: «Конечно, гово-
рить о заговоре не приходится. Но трудно не заметить, какую
масштабную кампанию развернули средства массовой ин-
формации вокруг печальных или даже преступных эпизодов,
виновники которых, разумеется, должны быть призваны к от-
вету. В рамках этой кампании сталкиваются интересы разных
групп — от американских адвокатов, стремящихся заработать
побольше денег, до определенных кругов, обеспокоенных
ростом католического влияния в США. Кроме того, не всех
устраивает высокий авторитет Ватикана на международной
арене и независимая критическая позиция Святого Престола,
на которую не влияет ни мнение великих держав, ни враж-
дебное отношение к взглядам Церкви на биоэтику в отраслях,
представляющих серьезный экономический интерес».
В современном мире, где глобализация все сильнее раз-
мывает границы не только между государствами, но и между
религией, политикой и экономикой, необходимо попытаться
найти ответ на вопрос, как Папа Бенедикт XVI может помочь
Католической церкви преодолеть этот трудный период ее
истории. Один из самых интересных итальянских философов,
Джорджо Агамбен, в соборе Парижской Богоматери высказал
мысль, в которой ясно слышатся нотки отчаяния: «Решится
ли наконец Церковь использовать этот исторический шанс
и вспомнить о своем мессианском предназначении? Иначе
ей угрожает крах, который так или иначе затронет все прави-
тельства и институты Земли».
Бенедикт XVI не теряет надежды на силу искренней веры,
но при этом осознает и критичность ситуации, в которой на-
ходится Католическая церковь, и возможность «использовать
исторический шанс», о котором говорит Агамбен. Главным
поводом для беспокойства Папа считает процесс секуляриза-
ции и связанной с ним общей релятивизации ценностей, ко-
торый уже очень далеко зашел во многих европейских стра-
нах. Именно поэтому, как проницательно заметил Массимо
Камисаска (друг дона Джуссани и историк основанного им
движения «Единение и освобождение»), Бенедикт XVI в своих
реформаторских инициативах собирается опираться на «бо-
гослужение как экзистенциальную педагогику, позволяющую
приблизить человека к Богу. Понтифик осознает всю глубину
кризиса Церкви и противоречий внутри нее, и поэтому хочет
обратиться к ее глубинным основаниям».
Однако стратегия Ратцингера таит в себе как минимум две
опасности. Во-первых, и миряне, и часть духовенства могут
счесть такую позицию слишком консервативной, направлен-
ной исключительно на возрождение богослужебных традиций
и далекой от живых, злободневных проблем, которые волну-
ют верующих в современном мире. Во-вторых, планам Папы
может помешать неприятие, или, скорее, всеобщее недоверие
по отношению к идее «политической теологии» католицизма.
Так, Массимо Фаджоли, преподаватель истории христианства
в университете Миннеаполиса (США), отрицательно отзыва-
ется об «антиполитической революции, которую готовит Рат-
цингер». В результате «роль Католической церкви сведется
к провозглашению неприкосновенности жизни во имя абсо-
лютных ценностей», а деятельность Папского Престола будет
ограничена исключительно западным миром, «почти как во
времена Пия XII».
Однако сложное положение Католической церкви объяс-
няется не только особенностями отношения Папы к теологи-
ческим вопросам, но и историческими условиями, в которых
приходится действовать Бенедикту XVI. Вынужденное по-
чтение к его выдающемуся предшественнику мешает трезво
оценить эту проблему, но если отбросить лицемерие и по-
смотреть правде в глаза, то придется признать, что Иоанн
Павел II оставил после себя тяжелое наследие. Во-первых, его
понтификат был столь ярким и неповторимым, что при всей
популярности и харизматичности Бенедикта XVI ему трудно
соперничать со своим предшественником. Во-вторых — и это
самое главное, — вся масса нерешенных проблем, которые,
пока Иоанн Павел II стоял во главе Церкви, были просто не-
заметны за его мистическим образом (созданным, кстати, не
без участия СМИ), вышла наружу, когда бразды правления
оказались в хрупких руках интеллектуала Бенедикта XVI.
Трудная и болезненная передача полномочий Государ-
ственного Секретаря от кардинала Анджело Содано, занимав-
шего этот пост при Иоанне Павле II, кардиналу Тарчизио Бер-
тоне предвосхитило множество других проблем переходного
периода (многие из них не решены до сих пор). Серьезное
сопротивление встретила реформа Римской Курии: необхо-
димость преобразований очевидна, но процесс продвигается
с огромным трудом.
Среди всего прочего, положение осложняется пассивно-
стью католических движений и общей массы верующих, как
в Италии, так и во всем мире. Религиозные движения, обла-
дающие разветвленной и эффективной волонтерской сетью,
в основном посвящают себя благому делу социальной под-
держки нуждающихся или другому, не столь похвальному
занятию — организации лоббистских группировок в полити-
ческих и деловых кругах. Но эти движения, в которых когда-
то бурлила интеллектуальная жизнь, больше не принимают
заметного участия в обсуждении культурных и религиозных
вопросов. А верующие миряне, которых политики давно уже
воспринимают как пустое место или, в лучшем случае, как
средство достижения собственных целей, вообще перестали
оказывать какое-либо влияние на общество.
Наиболее тревожный сигнал для Католической церкви про-
звучал в самом сердце ее «владений» — в Брюсселе, столице
Европы. Скандальные обыски в архиепископской резиден-
ции, в доме бывшего примаса Бельгии монсеньора Даннеел-
са, и даже в гробницах двух кардиналов, проведенные с целью
поиска доказательств против священников-педофилов и тех,
кто покрывал их преступления, ясно показывают, что «осада»
Католической церкви угрожает непосредственно стенам Ва-
тикана. Дело в том, что гражданские власти и общественное
мнение старой Европы, родины католичества, больше не при-
знают Церковь главной хранительницей дипломатических
отношений, оплотом сдержанности и благоразумия: Ватикан
становится просто одним из европейских государств, и Цер-
ковь постепенно утрачивает свою роль религиозного и мо-
рального института, представляющего интересы как мини-
мум трети населения Европы.
И церковные иерархи, и миряне понимают, как велика
опасность снижения духовного авторитета Ватикана, в пер-
вую очередь в Европе. В этой связи особенно значимым
и уместным оказалось беспрецедентное решение Бенедикта
XVI учредить внутри Римской Курии «Папский Совет по со-
действию новой евангелизации», в задачу которого входит
разработка методов и средств борьбы с секуляризацией. Од-
нако решение назначить руководителем этого органа мон-
сеньора Рино Физикеллу не встретило столь единодушной
поддержки.
В том, что касается упадка веры и приверженности Церкви,
в самых благополучных западных странах обнаруживаются
явные противоречия. С одной стороны, результаты последних
исследований вызывают серьезную тревогу. Для примера об-
ратимся к опросу, проведенному среди итальянцев препода-
вателем политической социологии Миланского университе-
та Паоло Сегатти. Его выводы говорят об огромной разнице
в уровне религиозности между старшим и младшим поколе-
нием. Не только признание авторитета Церкви, но даже вера
в существование Бога настолько мало распространены среди
молодежи, что в будущем верующие католики в западных
странах вполне могут оказаться в меньшинстве.
Однако не менее явно прослеживается и другая тенденция:
европейская молодежь ищет сильных и вдохновляющих ду-
ховных переживаний, стремится отыскать надежные мораль-
ные ориентиры, которые в непростой современной ситуации
помогут человеку обрести глубинный смысл жизни и надежду
на будущее. Завоевать доверие молодежи и дать достойный
ответ на ее запросы — вот основная задача Католической
церкви в данных условиях. Главная опасность этого ложного
противоречия состоит в том, что во многих странах оно раз-
решается путем распространения сект, религиозного и поли-
тического фундаментализма и нетерпимости.
Если с диагнозом согласны практически все, то методы ле-
чения и выбор подходящего лекарства до сих пор вызывают
разногласия и недовольство. Папа беспощадно бичует по-
роки Церкви: например, он занял очень жесткую позицию
в отношении случаев педофилии среди священников. Одна-
ко в то время как серьезность ситуации требует от Ватикана
сделать решительный шаг в сторону окончательного разры-
ва с прошлым, понтифик, напротив, делает упор на тради-
ции и преемственность. Так, реформа Римской курии про-
двигается туго и пока ограничивается попытками поставить
на важные руководящие посты представителей большего
числа национальностей. Но чтобы сделать этот орган про-
зрачным и контролируемым, требуется глубокая внутренняя
реорганизация.
Показательным в этом отношении выглядит случай с Шен-
борном и Содано. Австрийский кардинал, одна из самых
влиятельных фигур в епископской среде, ученик и друг Бене-
дикта XVI, высказал суровую критику в адрес бывшего Госу-
дарственного секретаря Содано, осудив его позицию по пово-
ду дела о священниках-педофилах. Понтифик, чьи дружеские
отношения с Шенборном хорошо известны, принял его на
личной аудиенции. На вторую часть встречи был приглашен
и Содано. От австрийского кардинала не потребовали унизи-
тельного публичного отречения от своих слов, но не прихо-
дится сомневаться, что этой аудиенцией Папа стремился отве-
сти от себя подозрения в том, что скандальная критика была
высказана если не по инициативе, то, во всяком случае, при
поддержке Святого Престола.
Бросающееся в глаза несоответствие между радикаль-
ностью мер, которые требуются в сложившейся ситуации,
и неторопливыми, робкими реформами Бенедикта XVI может
привести к отрицательным последствиям и в такой важной
и деликатной сфере, как подготовка духовенства и выбор кан-
дидатов на церковные должности. Из-за отсутствия у моло-
дежи склонности к духовной карьере, что особенно заметно
в Европе и США, некоторые епископские конференции осла-
били контроль над семинариями. В результате такого попу-
стительства пострадала не только культурная и религиозная
подготовка, но и моральная стойкость будущих священников.
Не менее серьезной представляется и другая проблема: вы-
бор кандидатов на должность епископа. Ни у кого не хвата-
ет мужества публично признать (хотя неофициально с этим
соглашаются практически все), что в последние годы резко
снизились моральные качества основания Католической
церкви — епископата, особенно в Италии. Ни привычное
лицемерие Римской Курии, ни фанатизм антиклерикалов не
могут скрыть эту печальную правду: Ватикан пал жертвой
самого страшного вируса нашего общества, имя которому —
власть посредственности.
Святой Престол слишком долго ставил верность выше ума,
а личные связи — выше личных достоинств. Принципы отбо-
ра, которыми руководствовались Государственный секретарь
Анджело Содано и председатель Конференции епископов Ита-
лии Камилло Руини — именно они в последние два десятиле-
тия определяли состав католического епископата, — привели
к тому, что в руководство Церкви практически не попадали
по-настоящему сильные личности, пусть даже критически на-
строенные, но при этом обладающие пасторской харизмой,
интеллектуальным и моральным авторитетом.
Католический философ и политик Рокко Буттильоне, уче-
ник Норберто Боббио и Аугусто дель Ноче, совершенно спра-
ведливо утверждает, что «перед лицом кризиса политической
власти, когда нехватка экономических ресурсов уже не позво-
лит добиться должного согласия со стороны граждан, Католи-
ческая церковь как великий гуманистический проект может
оказаться единственным институтом, способным достичь
того согласия, которое невозможно купить». Однако великие
проекты реализуются только силами и способностями людей,
призванных воплощать их в жизнь. Поэтому столь привлека-
тельной выглядит «мечта» о появлении «нового поколения ка-
толических политиков», как выразился нынешний председа-
тель Конференции епископов Италии Анджело Баньяско. Но
эта мечта так и останется мечтой, пока Церковь не научится
ценить «неудобных», но образованных и ответственных свя-
щенников и не бояться критики, если она исходит от неза-
урядной личности, наделенной светлым умом.

Перевод Анастасии Голубцовой